Шакарим Кудайбердиев

Шакарим  Кудайбердыулы (1858 -1931)  — поэт, переводчик, историк, композитор, философ, один из передовых мыслителей своего времени и   видных представителей новой казахской литературы, основоположником которой явился Абай. Родился в Абайском районе нынешней Восточно-Казахстанской области.

Его отец Кудайберды – брат Абая. С пятилетнего возраста Шакарим в течение 2-х лет обучался у аульного муллы. В 1866 году в возрасте 37 лет скончался его отец Кудайберды. С того времени Шакарим рос и воспитывался  у Кунанбая, под непосредственной опекой и  влиянием Абая.

На протяжении более чем полувекового творческого пути Шакарим плодотворно работал во всех жанрах литературы.

В 1905 году Шакарим Кудайбердыулы совершил паломничество в Мекку. Он воспользовался этой поездкой также для осуществления своей давней мечты: в библиотеках Стамбула и Парижа изучал книги по истории своего родного народа.

6546541Шакарим в совершенстве овладел арабским, персидским, русским языками. Занимаясь самообразованием, он стал одним из энциклопедически образованных людей своего времени. Знание нескольких языков помогло ему блестяще перевести на родной язык лирические произведения Хафиза,  дастан Физули «Лейли-Меджнун». Глубокое изучение русской классической литературы позволило ему перевести стихами повести А.С. Пушкина «Дубровский» и «Буран», познакомить казахских читателей с целым рядом рассказов Л.Н. Толстого, с которым Шакарим состоял в переписке. В письмах Шакарим делится с русским классиком о наболевшем, просит совета. К сожалению, подлинники писем не сохранились.

При жизни Шакарима в 1911 году увидели свет его  работы  «Түрік, қырғыз, қазақ һәм хандар шежіресі», «Мұсылмандық кітабы». В 1912 году в городе Семипалатинске в  типографии  «Жәрдем» вышел отдельными книгами поэмы «Қазақ айнасы», «Қалқаман-Мамыр», «Еңлік-Кебек». В 1924 году в Семипалатинске был издан  перевод  повести «Дубровский».

Стихи, статьи, очерки Шакарима печатались в журналах «Айқап», «Абай», «Шолпан», «Таң», газетах «Қазақ», «Сарыарқа», «Қазақ тілі», «Еңбекші қазақ», «Қазақ әдебиеті». После смерти Шакарима стали достоянием читателей его поэма «Нартайлақ-Айсұлу», роман «Әділ-Мария», философский трактат «Үш анық».

Ш.Кудайбердиев принимает деятельное участие во всех значимых  событиях своего времени. В 1878-1880, 1887-1888, 1902-1905 годах он трижды был избран волостным правителем на Чингизтауской земле. В 1902-1913 годах был членом Семипалатинского подотдела Русского географического общества и внес большой вклад в его развитие. В 1917-1918 годах становится участником движения Алаш, работает в уездном земстве и Алашском суде.

Однако вскоре он отходит от общественно-политических дел, не желая  участвовать в спорах и тяжбах. В 1925 году в горах Чингистау в 15 километрах от своей зимовки Шақпақ, он построил дом, в котором жил, целиком посвятив себя творчеству. До конца своих дней он жил в полном одиночестве, занимаясь только писательской деятельностью. Однако власти не оставили его в покое,  обвинив в организации восстания в Чингистау. 2 октября 1931 года великий поэт был убит  сотрудниками  НКВД.

В настоящее время ведется систематическая работа по исследованию наследия Шакарима. Государственным университетом имени Шакарима установлен монумент великому  поэту, функционирует  научно-исследовательский центр «Шәкәрімтану». Вышла в свет энциклопедия «Шәкәрім», издаются журнал «Шәкәрім», серийный сборник «Шәкәрімтану мәселелері», в рамках проекта «Шәкәрім кітапханасы» выпущены  11 книг. В университете  регулярно проводятся  «Шакаримовские чтения», «Неделя Шакарима», различные конкурсы и мероприятия, посвященные поэту.

Изучение наследия великого поэта, мыслителя, подлинного художника слова, пропаганда его творчества в широких массах – таков наш долг сегодня.