В период с 17 по 21 января 2022 года в Университете Шакарима проводилась Зимняя школа под названием «Студентоцентрированное обучение в контексте VUCA мира: новые приоритеты».
Первый Академический день был направлен на совершенствование мастерства преподавания и использования современных методов обучения.
Участники были распределены на четыре группы для перекрестного посещения всех семинаров, что позволило охватить максимальное количество слушателей. Количество слушателей Первого Академического дня составило 109 преподавателей.
Семинар на тему «Цифровые инструменты интерактивного взаимодействия: Edpuzzle, тестирование и анкетирование посредством Google Forms, MyQuiz – викторина в реальном времени» способствовало улучшению навыков применения различных интернет-сервисов для обогащения учебного материала и активизации деятельности обучающихся.
В семинаре на тему «Нововведения в формировании образовательных программ и силлабусов» приняли участие менеджеры ОП и представители кафедр. Они ознакомились с особенностями формирования ОП согласно требованиям ECTS и получили ответы на волнующие вопросы о введенных изменениях в рабочие учебные программы.
С целью обмена опытом по оцениванию учебных достижений обучающихся были приглашены представители школ и методисты ЦПМ, которые провели семинары по следующим темам: «Системы критериального оценивания результатов обучения и личных достижений обучающихся» и «Эффективные методы оценивания». Также учителя-исследователи уделили особое внимание на объективность, валидность и надежность применяемых контрольно-измерительных материалов для оценивания, приводили примеры по критериальному оцениванию с адаптацией для высшего образования.
Второй день был посвящен Науке.
Департамент науки организовал серию семинаров для повышения научного потенциала профессорско-преподавательского состава.
Семинар «Базы Web of Science, Scopus, Publons, ORCID как инструменты управления научным профилем ученого» ознакомил участников с научными сервисами, особенностями ведения авторского профиля, актуальными статистическими данными баз Web of Science и Scopus.
Участники семинара «Ключевые моменты при подготовке заявок на грантовое финансирование научных проектов для технических и аграрных направлений» узнали о проблемах распределения бюджета, способах расчета налогов и об основных сложностях при подготовке заявок.
Семинар «Научный проект: от идеи до реализации» проинформировал слушателей о текущем состоянии выполняемых научных проектов университета.
Приглашенный спикер из ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, PhD, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и самопознания Мейркулова А.Б. провела семинар «Культура и этика проведения научных исследований» для магистрантов и докторантов нашего Университета. На семинаре были рассмотрены вопросы научного творчества, нормы и кодексы проведения исследований, международные стандарты, принципы доказательности и статистики результатов научных исследований. Большое внимание уделялось изложению рекомендаций по добросовестной практике научных исследований в эксперименте и клинике.
Третий день Зимней школы был посвящен воспитательному процессу.
Проведены семинары, по следующим темам: «Роль образовательного пространства в формировании профессионального воспитания у специалистов в системе высшего образования», «Педагогические основы деятельности куратора академической группы», «Актуальные проблемы психологии воспитания» и «Негативное влияние нетрадиционных религиозных течений на идеологию молодежи». Проблемы духовно-нравственного воспитания, искаженное представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме являющиеся реалиями VUCA мира нашли свое отражение в обсуждении и были представлены решения через формирование общей культуры личности обучающихся, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
Кроме того, третий день включал проведение Совета работодателей, целью которого является повышение качества подготовки специалистов. На встрече присутствовали более 40 работодателей города и региона, деканы факультетов, заведующие кафедр и менеджеры образовательных программ. Особое внимание уделялось совершенствованию содержания образовательных программ на 2022-2023 учебный год с учетом потребностей регионального рынка труда и работодателей.
Четвертый день стал днем всестороннего развития, который включал семинары разной направленности.
В семинаре «Образовательные программы педагогического направления: компетенции обучающихся и критерий оценивания знаний» приняли участие Менеджеры ОП педагогического направления. Семинар был направлен на разработку новых национальных программ педагогического образования с использованием лучших мировых практик и состоял из двух основных частей. В первой части рассматривались такие вопросы как «Какие элементы должны включать новые ОП?», «Что нужно учитывать при формировании новых ОП?», «Какие виды оценивании могут выявить приобретенные компетенции?» и т.д.
Вторая часть была посвящена распространению опыта по реализуемому проекту «Повышение потенциала педагогического образования» при поддержке МОН РК.
Семинар «Эффективность функционирования системы внутреннего обеспечения качества на основе политики и стандартов» был направлен на повышение качества деятельности университета. Рассмотрены стандарты и руководства обеспечения качества ESG и национальная модель обеспечения качества. Изучены вопросы, связанные с отражением ESG в НПА сферы высшего образования РК. Особое внимание было уделено стандарту 1.3 Студентоориентированное обучение преподавания и оценки. Вынесены на обсуждение вопросы, связанные с функциональными обязанностями КОК факультетов.
С целью развития навыков международного сотрудничества и участия в программах и проектах интернализации был организован семинар «Международное сотрудничество регионального университета в контексте интернационализации высшего образования». На семинаре рассматривались вопросы межкультурной коммуникации, создания и имплементации международных двудипломных программ и организации обмена входящей и исходящей академической мобильности.
На семинаре «Возможности системы ais.semgu.kz и их применение в ежедневной работе» приняли участие деканы факультетов, заместители деканов и заведующие кафедрами.
Увлекательной частью четвертого дня зимней школы стала интеллектуальная игра «EduQuiz», основной целью которой является развитие здоровой конкуренции среди факультетов на основе знаний нормативных документов и новостей высшего образования. В игре использовались вопросы о нормативных правовых актах по высшему образованию, по внутренним нормативным документам университета, логические задания для определения эвристического мышления, ситуационные задания, возникающие в повседневной деятельности университета и вопросы по всемирно известным произведениям искусства, науки и культуры. По итогам интеллектуальной игры «EduQuiz» 1 место занял – Гуманитарно-экономический факультет, 2 место – Инженерно-технологический факультет и Факультет филологии, 3 место – Факультет ветеринарии и агроменеджмента и Естественно-математический факультет.
Завершающий день зимней школы прошел на факультетах.
Целью, которого был обмен опытом, приобретенного в период проведения зимней школы.
Церемония закрытия зимней школы состоялась в рамках заседания Академического совета, на котором были рассмотрены предложения и рекомендации по результатам проведенных семинаров.
Департамент организации образовательного процесса